
Знаете, это прекрасная традиция — передавать из поколения в поколение не только бабушкины сервизы, но и их фирменные фразы про еду. «За маму, за папу», «Ложку за бабушку, ложку за тетю Люду» — список можно продолжать бесконечно.
Я, как и многие, прошла этот квест. В детском саду меня докармливали с ложки, пока я рыдала. Потом ставили в угол за эти слезы. Получался идеальный учебный план: сначала тебя насилуют едой, а потом наказывают за плохое настроение. Отличный старт для здоровых отношений с пищей, не правда ли?
Потом грянули лихие 90-е. И к старым добрым установкам добавились новые, с налётом апокалипсиса: «Ешь, завтра может не быть!». Мы научились есть «впрок». Мозг до сих пор уверен, что каждый приём пищи — последний, и надо урвать кусок побольше, а то соседский Ваня съест.
А кульминацией всего этого стали гости. «Не доел — не уважаешь хозяйку». Вам знаком этот внутренний суд, когда вы смотрите на остаток супа в тарелке и понимаете, что сейчас либо лопнете, либо навеки прослывете невоспитанным хамом?
Так и живем. Внутри нас сидит целый хор:
Плачущий ребенок, которого заставляют есть против воли.
Паникёр из 90-х, кричащий: «Съешь всё, потом пригодится!».
Строгая тётя Люда во главе стола, шипящая: «Как ты можешь не доесть? Это же неуважение, я всю ночь готовила!».
И самый главный вопрос: как, чёрт возьми, этому хору заткнуться и просто оставить на тарелке то, что не лезет?
Когда я стала психологом, мне пришлось начать с себя. Вот что я обнаружила.
Правило №1. Тарелка — ваше личное дело, и вам решать нужно ли ее опустошать до дна.
Ваша тарелка — это ваши правила, а не памятник повару или жертва голодающим детям Африки. Если вам невкусно, вы наелись или просто не хотите — вы имеете полное право остановиться. Это не про неуважение. Это про уважение к самому себе.
Правило №2. Еда — это не страховой полис.
Мы живём не в том времени. Магазины работают круглосуточно. Еда никуда не денется. Тот кусок хлеба, который вы заставляете себя доесть «на всякий случай», не спасёт вас в случае ядерной зимы. Он просто отложится на бёдрах. Расслабьтесь.
Правило №3. Ваше тело — не мусорное ведро.
Не нужно «утилизировать» за собой всё, что не доели дети, муж и кот. Вы не являетесь биоперерабатывающим заводом. Выбрасывать еду действительно бывает жалко. Но спросите себя: что лучше — выбросить её в мусорное ведро или «выбросить» в своё тело, против его воли?
Что делать?
Попробуйте в следующий раз, когда почувствуете, что наелись, но рука тянется доесть «по инерции», сделайте паузу. Спросите себя: «Я сейчас ем, потому что хочу, или потому что надо?»
Если ответ «надо» — смело отодвигайте тарелку. Скажите себе: «Спасибо, я сыт/сыта». Это будет ваш личный выбор или бунт. Ваша революция против той самой ложки из детства.
Это трудно. Это требует практики. Иногда будет мучить чувство вины. Но это того стоит. Потому что право говорить еде «стоп» — это одно из главных прав взрослого, свободного человека.
А с хором в голове можно договориться. Скажите ему: «Спасибо, что предупредили. Но сейчас я решаю».
С любовью и верой в ваш «стоп», ваш психолог.
