«Локус контроля» – есть такой термин, придумал его социальный психолог в прошлом веке.
Если у человека «судьба такая» или «все вокруг виноваты», у него внешний локус контроля.
Если «я-молодец» или «это я такой невезучий» - внутренний.

Локус - это определенное место, то есть, «здесь и сейчас», локация, в отличие от фокуса внимания, который сосредоточен на чем-то (направлен на что-то).
Тогда локус контроля - это место управления, из которого ведется контроль.
Либо это Я контролирую (беру ответственность ЗА происходящее), либо внешняя сила, но тогда Я НЕ контролирую (и у меня НЕТ ответственности).
Контроль - функция управления путем наблюдения (отслеживания) с целью получения нужного мне результата. То есть, можно контролировать только в том случае, если я УЖЕ ЗНАЮ, какой результат мне нужен. И если я контролирую, значит, я УЖЕ знаю несколько вариантов, один из которых мне подходит и я сравниваю себя с ним.
И ЧТО же я тогда контролирую при внутреннем локусе?
Собственное поведение в соответствии с теми рамками, которые у меня заданы, например, воспитанием.
Как я контролирую собственное поведение в режиме «прямого эфира»?
Держу себя в руках.
Как? Например, молчу и не высказываюсь.
Почему? Боюсь сказать, сделать «не так».
То есть, в рамках меня держит страх?
Что тогда Я КОНТРОЛИРУЮ??
Как ни печально, НИЧЕГО.
Во мне страх, это он меня держит, мало того, я не могу с этим ничего сделать.
И получается, внутренний локус контроля - это страх бессилия, который держит меня в постоянном напряжении, чтобы я постоянно себя держал в этих заданных рамках, а на самом деле – только «делал вид», что держу сам. Кстати, это постоянное напряжение и «обеспечивает» постоянную усталость перфекционистам.
А если у человека внешний локус контроля, это вообще не про контроль, потому что контролировать НЕЧЕГО. Как я могу контролировать то, что ко мне даже не относится? Это как пытаться контролировать погоду. И этот «внешний локус контроля» – на самом деле внутренний локус безответственности.
Вот теперь вопрос.
Про воспитание .Так сказать, вишенка на торт)
Когда я контролирую своего ребенка – это внешний или внутренний локус контроля?
Вроде, контролирую Я, значит, внутренний? Но тогда придется с СЕБЯ спросить, почему мой ребенок подрался или не учится.
А я спрашиваю с него! Это же он подрался и он виноват.
Может быть, это внешний локус? Но тогда Я НЕ МОГУ контролировать!!!
Что здесь не так?
