Зачем и для чего мы пытаемся все контролировать? Что из этого в итоге получается?

Вы когда-нибудь были в тюрьме? 
Надеюсь, вы, как и я, ответили нет
А вы когда-нибудь чувствовали себя, как в тюрьме? 

Удивительно, что там можно побывать, не нарушая уголовный кодекс РФ, да и посадить туда мы можем себя сами, добровольно, без суда и следствия, как говорится)

И называется эта ментальная тюрьма — гиперконтроль.

Многие любят говорить о контроле в позитивном ключе. И правда, ведь: контролировать расходы, планировать рабочий день, вести разные таблицы, держать в чистоте квартиру — это реально полезные привычки. 

Но где проходит эта тонкая грань, за которой здоровый контроль превращается в гипер, и тогда он уже не помогает жить, а мешает?

Что такое гиперконтроль?

Если коротко, то это стремление всё предусмотреть, всё проверить и минимизировать любые риски. 

Звучит логично, но на деле приводит к тому, что человек живёт в напряжении. Кажется, будто расслабляться нельзя: если отпустишь ситуацию, то случится что-то плохое. 
То есть

гиперконтроль — это контроль, ставший навязчивой идеей.

Если вы думаете что это касается только тех людей, кто перепроверяет газ, утюг, дверь и постоянно написывает близким, чтобы узнать где они и с кем, то вы, конечно, ошибаетесь. 

Чаще всего эта ментальная тюрьма выглядит и звучит так: 

➡ Я просто ответственная, поэтому за всем слежу

➡ Я очень люблю когда дома все чисто и никто не нарушает мой порядок

➡ При поездке куда-то, я возьму вот это, это и это  "на всякий случай"

➡ Я знаю что другие люди способны справиться, но лучше я сделаю сама

➡ Мне надо все продумать заранее, мне так спокойнее

➡ Когда я занята каким-то делом, то мысленно я всегда делаю еще что-то, думаю что мне еще предстоит сделать и как 

➡ Нервничаю, когда другие делают что-то медленно

➡ Мне сложно спонтанно согласиться на какое-то предложение

➡ Я в целом не люблю неожиданности, изменения в планах, даже если приятные

➡ Часто планирую разговоры заранее, кто что скажет

➡ Если я не успеваю вовремя, я буду очень нервничать

➡ Даже перед небольшой покупкой я буду долго думать

➡ Ну и конечно же, список планов на день, список задач по работе, список что надо сделать, список чтобы не забыть, список со списками 

Наверняка, эти примеры можно еще долго дополнять. 

Необязательно чтобы все эти пункты проявлялись у вас, а то было бы сложно, поверьте, но даже если пунктов 5-7 очень похожи на вас, то поздравляю, мы тут в одной лодке плаваем 😅

Проблема еще усугубляется тем, что в голове звучит все достаточно логично:

контроль = безопасность, опора, стабильность

Но в реальности, чем больше мы контролируем, тем тревожнее становится. 

Ведь главная задача гиперконтроля — "чтобы всё было хорошо", а на деле выходит: "я тревожусь, чтобы всё контролировать, и контролирую, чтобы не тревожиться".  

Гиперконтроль — это попытка снизить чувство тревоги и вины, а не метод облегчения и улучшения жизни!

💭 А как у вас обстоят дела с контролем? Что вы чаще всего контролируете?


Больше полезной информации и поддержки вы найдете в моем Telegram-канале
Давайте вместе сделаем вашу жизнь лучше! ♡