А вот, в дополнение к предыдущей статье, ретравма произойти может!
Причем именно на психологических форумах и пси-группах. Да и нейросеть может "навесить" неплохо, несмотря на максимальную рафинированность и нейтральность.
Что такое вообще ретравма. Это некие травмирующие события, которые не интерпретировались бы как мучительные, если бы человек восстановился, набрался сил или хотя бы отдохнул от предыдущих событий.
Ретравма не обязательно связана с большой травмой, но имеет добивающий эффект, связывающий травму с этим событием. То есть ретравма часто глобализирует травму, либо, если она по форме такая же - усугубляет травму. Извиняюсь за многочисленные повторы.

"Да что ты заморачиваешься? Одним больше, одним меньше..." - А человек делает выводы.
Да, часто ретравма в терапии рассматривается, и на вполне рациональной, практической основе, как звено травмы. На аналогичные случаи очень легко выйти и довольно просто работать. Логичные и закономерные случаи нравятся психологам. Например, подростка ограбили в парке. Через неделю, год, пять лет он идет через другой уже парк и например, встречает толпу сверстников, которые просто проходят мимо, или даже как-то недружелюбно с ним взаимодействуют (шутят например), но без ущерба. И получается ретравма, так как по поводу предыдущих событий он не обращался и они "ушли в психику". А новое, так же агрессивное, но явно менее значимое, событие подняло все что вызревало, а скорее компостировалось пять лет, и дало эффект бомбы.
Человек не восстановился - получил подкрепление и обратился уже со страхом парков и скверов в вечернее время. Логично, объяснимо, стройно как в опыте на физике в школе.
Не все так однозначно с "непохожими" ретравмами. Так как они могут даже не увязываться в логичную цепочку, не вспоминаться, но влияют не меньше. Но при этом они очень красиво выявляются в Телесном инсайте.

Я не смог добиться от иишки нормальной гопоты, пришлось брать что есть.
Тот же случай с ограблением. Человек обсудил дома, получил поддержку, но не достаточную. Ну, папа и мама, жена, друзья - не психологи. Не хватило парню для восстановления и переработки.
Он обращается на форум, потому что есть такое позиционирование виртуальных пространств, как "здесь сидят профессионалы и они помогут". Часть, что на форуме сидят специалисты разных направлений и взглядов, совершенно разного уровня и вообще, с форума спроса нет, так как никто не подписывает терапевтический контракт, да и правила читают только самые буквоежки, скромно умалчивается. То, что форум не является терапией тоже многим неочевидно.
И вот молодой человек приходит. И получает ретравму. Потому что его психика в данный момент заточена на поиск агрессии, на вывявление опасности и попыток избежать ее. И он закономерно видит и фиксируется не на многочисленных, хоть и бесполезных: "я вас понимаю" и "примите мою поддержку", а на "вопросах следователя", выявлении виктимности и виктимблейминге. Ну не может же молодой мужик так заморачиваться на говорящей коробке и паре оплеух от шпаны? Вот в наше время...

"Вы очень сильная, вы справитесь!" - А человек не справляется.
Последнее время есть небольшая тенденция на признание у мужчин чувств, но пока это дойдет до всей аудитории. В правилах и законах, во всяком случае, "интеллигентный виктимблейминг" не запрещен. А значит и наказания нет. И мыслей в сторону убрать лапки с клавиатуры при мысли об обесценивании - тоже.
И не восстановившийся человек получает еще одну "оплеуху", которая загоняет его в яму "меня не спасут". Особенно, если ограбление накладывается еще и на детские события с детской площадки, когда мама или папа требовали поделиться, потому что нельзя быть жадиной.
В общем, цепочки бывают интересные и неочевидные. Но всегда стоит думать за себя. И куда обращаетесь, и что пишете, даже из благих побуждений.
На этом, пожалуй, все.
***
Спасибо, надеюсь было интересно.
