
"Лихие" 90-е или почему предательство всегда женского рода?
Привет всем! Я только что закончила смотреть оба сезона "Лихих", и у меня в голове настоящий ураган мыслей. И сразу хочу обратиться к тем, кому сериал понравился: чем именно он вас зацепил? Сюжетом, который держит в напряжении? Блестящей игрой актеров? Или, может быть, каким-то глубоким смыслом, который я, кажется, упустила?
Хочу предупредить - в статье есть спойлер.
Я выросла в 90-е, и поэтому смотрела сериал с особым, болезненным интересом. И должна признать: технически сериал сделан блестяще. Сценарий динамичный, операторская работа, картинка, виды — всё на высшем уровне. Игра актеров (за исключением пары спорных моментов) — мощная. Некоторые сцены настолько эмоционально сильные и тяжелые, что меня буквально физически подташнивало от напряжения и жестокости.
Но когда я дошла до финала, мне стало не по себе, и я полезла читать, на каких же реальных событиях строится сюжет. И вот тут-то начались мои главные вопросы к сценаристам и к тому, как расставлены моральные акценты.
Идеализация против реальности.
В сериале нам показывают почти романтизированную, доведенную до абсолюта связь отца и сына. Это такой мужской мир, где есть честь, преданность, кровные узы, и ради этого можно пойти на любые преступления. Эта связь подается как нечто святое, как противовес всему хаосу вокруг.
Но, как выяснилось из реальной истории, которую я прочла, именно тот самый отец, который в фильме показан максимально преданным и близким, в жизни и был главным предателем своего сына.
И вот тут вопрос: зачем менять реальный факт? Почему в угоду драматизму и созданию "крепкой мужской" истории нужно было перевернуть правду и создать ложный идеал? Неужели правда о предательстве отца была бы менее драматичной? Мне кажется, наоборот, она была бы более честной и морально сложной.
"Женщина-предательница"
Это мой главный камень преткновения. Сериал, безусловно, тяжелый морально. В нем все предают всех: бандиты — бандитов, друзья — друзей, партнеры — партнеров. Предательство — это, по сути, движущая сила сюжета.
Но в конце, когда нужно найти источник самого глубокого, самого разрушительного предательства, сценаристы почему-то решили, что оно должно исходить от женщины — от матери.
В мире, где мужчины совершают убийства, пытки, грабежи и массовые измены, именно женское предательство выставляется как финальный, самый горький и символичный удар. Мне это кажется очень странным и, честно говоря, устаревшим сценарным приемом. Это словно попытка свалить всю моральную грязь на женский персонаж, чтобы сохранить хоть какую-то иллюзию "мужской чести" среди главных героев.
Итог:
Да, сериал смотрится на одном дыхании. Да, это сильная, хоть и жуткая, эстетизация 90-х. Но этот моральный выбор — о том, кого идеализировать, а кого назначить виноватым в самом страшном грехе — вызывает у меня огромное отторжение.
Я бы очень хотела услышать ваше мнение. Может быть, я слишком придираюсь? Или вы тоже заметили, как легко сценаристы использовали женский образ для символа предательства?
Запись на консультацию ватсап 89660201104
