Клаустрофобия: что вы теряете, пока боитесь лифта

Лифт или 12 этажей пешком?

Вы выбираете лестницу. Каждый день. Утром вниз - еще ничего. Вечером вверх с сумками - уже тяжелее. Но вы справляетесь.

Ноги в отличной форме. Соседи завидуют вашей выносливости. Врач на диспансеризации хвалит - столько шагов в день! Молодец, продолжайте в том же духе.

Правда, на работу вы выходите на 15 минут раньше всех. Потому что пока поднимешься на девятый этаж офиса - нужно отдышаться, привести себя в порядок.

Квартиру выбирали долго - район отличный, планировка удобная, цена подходит. Но седьмой этаж - и приходилось искать дальше. Нашли на первом: окна во двор, солнца мало, чуть дороже -  зато без лифта.

Подруга зовет в новый спа-центр - хаммам, массаж, весь день релакса. Вы узнаете, что там комната для парения маленькая, без окон, и отвечаете: "Спасибо, у меня планы в этот день."

Врач направляет на МРТ, говорит, что нужно проверить, давно уже надо было. Вы киваете, берете направление, оно лежит дома уже полгода. Вы точно пойдете, потом, когда соберетесь.

Вы устраиваетесь на новую работу - отличная должность, хорошая зарплата, перспективы. Офис на 23 этаже. Панорамные окна, вид на город. В первый день поднимаетесь, держитесь. Во второй тоже. На третий начинается паника на 15 этаже, выходите, сидите на лестнице, дышите, потом дальше. Через неделю увольняетесь. Объясняете, что не сошлись по условиям.

Ваша жизнь выстроена вокруг коробки размером 2x2 метра.

Вы не слабый человек. Вы каждый день проявляете невероятную силу воли - планируете маршруты, избегаете ситуаций, контролируете, где можно быть, а где нельзя. Это требует огромной энергии.

Только вся эта энергия уходит на избегание. На выстраивание жизни вокруг страха.

Меньше возможностей. Меньше мест. Меньше работы, встреч, поездок.

Меньше спонтанности - каждый шаг нужно просчитать: а будет ли там лифт? а смогу ли я выйти? а вдруг застряну?

Вы говорите себе: ну и что, я нормально живу. Многие вообще на первых этажах и без метро обходятся. Не так уж это и критично.

Но вы же помните.

Когда отказались от той работы. Когда полгода не идете на обследование, хотя врач настаивает. Когда видите красивую квартиру и первый вопрос - какой этаж?

Вы помните, сколько раз думали: "Вот бы не было этого страха."
Вы знаете, что логически лифт безопасен. Что вероятность застрять ничтожна. Что даже если застрянете - есть связь, кнопка, вас достанут.

Вы это понимаете головой. Но тело не понимает. Когда двери закрываются - накатывает. Сердце колотится, воздуха не хватает, стены давят. Хочется выйти немедленно, прямо сейчас. Секунды превращаются в вечность. Ты считаешь этажи, смотришь на кнопку вызова, готовишься нажать. И выходишь. Живой, целый. Ничего не случилось. Но в следующий раз - то же самое. Снова и снова.

Это не про лифт, конечно.

Лифт - просто спусковой крючок. Место, где что-то внутри включается и кричит: "Опасно! Ты заперт! Ты не можешь выйти! Сейчас что-то случится!"

Что именно кричит?

У каждого свое.

У кого-то это память тела о том времени, когда действительно был заперт и это было страшно. Не обязательно в лифте.

Может, в детстве закрыли в темной комнате в наказание. Может, держали силой, когда пытался вырваться. Может, был момент, когда реально не мог дышать - приступ астмы, кто-то душил, захлебнулся водой.

Для записи на индивидуальную психологическую консультацию мне напишите по т. XXXXX

У кого-то это про контроль. Всю жизнь нужно было все контролировать, чтобы выжить. Непредсказуемые родители, опасная среда, ситуации, где расслабиться = получить удар.

И лифт - место, где ты ничего не контролируешь. Ни скорость, ни остановки, ни то, застрянет или нет. Ничего.

У кого-то это страх смерти, который не про лифт вообще. Просто лифт - это маленькое пространство, где некуда деться от своих мыслей.

И всплывает то, что обычно заглушается движением, делами, людьми. Всплывает и накрывает.

У кого-то совсем другое. Своя история, свои причины.

Но результат один - жизнь становится ограниченнее.

Можно продолжать. Ходить по лестницам, отказываться от поездок, выбирать работу и квартиры по принципу "где не нужен лифт".

Можно годами откладывать МРТ. Можно объяснять друзьям, что вы просто такой человек, который предпочитает лестницу.

Можно адаптировать весь мир под этот страх. Люди так и живут. Десятилетиями.

А можно найти то, что там, в основе. То, из-за чего лифт стал опасным. Ту причину, которая заставляет тело паниковать в замкнутом пространстве.

Когда причина найдена и проработана, лифт перестает быть триггером. Не сразу, не волшебно. Но перестает.

Сначала едешь один этаж - и это уже без паники. Потом три. Потом можешь доехать до нужного этажа, не считая секунды. Потом замечаешь, что забыл испугаться.

У кого-то это быстрее, у кого-то медленнее. Но общее одно - жизнь начинает расширяться обратно.

Та работа становится возможной. То путешествие перестает быть запретным. МРТ можно пройти, когда нужно, а не когда совсем прижмет. Квартиру выбираешь по тому, что нравится, а не по этажу.

Вы не становитесь другим человеком. Вы становитесь собой, но без этой постоянной оглядки на страх.

Коробка 2x2 метра перестает управлять вашей жизнью. Она становится просто лифтом. Способом подняться наверх, не больше.

И вся энергия, которая уходила на избегание, на контроль, на планирование маршрутов в обход - она высвобождается. Для жизни, которая может быть больше.


Если узнали себя - записывайтесь на индивидуальную работу.
Работаю с бессознательным - глубоко и результативно. Онлайн и очно в Ростове-на-Дону.
Запись: Telegram @serkova_t | WhatsApp 8 919 880 76 88.
Бесплатные эфиры-сессии в моем канале в ТГ