В институте на лекциях по философии узнала отличный термин:
Солипсизм (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.
И с тех пор регулярно своё мировоззрение и убеждения проверяю на предмет солипсизма. Но как же это чертовски сложно, понимать, ты думаешь, что весь мир такой, потому что вокруг тебя всё так или потому что реально мир такой?
Например, моя знакомая считает, что совершенно нет никакого смысла вести блог в вк, потому что там никто давно не сидит, а вывод она этот делает на том основании, что сама давно не пользуется этой соцсетью и её знакомые тоже. А у меня в то время последний год почти все новые клиенты приходят именно через вк, а не через популярный нельзяграм.
Я тоже грешу тем, что сужу о соцсетях по себе. Поэтому далее буду писать от своего имени. Но мне важно узнать, чувствуете ли вы те же тенденции или у вас не так?
Мне кажется, что не только я, но и основная масса пользователей устала от такого старого доброго формата соцстей как «культ личности». Мы уже пережили эпоху успешного успеха, где все причесанные, накрашенные, в нарядах, показывали идеальную картинку – это довело нас до массового невроза и тотального недовольства собой, на фоне этих идеальных людей. Потом маятник качнулся в другую сторону, и все стали показывать изнанку красивой жизни, например ужасы материнства. Но так перестарались с перекосом на правду, что теперь создалось ощущение, что жизнь страшная штука и никуда не надо вписываться. Потом выработалась некая золотая середина, люди стали показывать и плюсы и минусы своей жизни, победы и поражения, радости и горести.
Да соцсети нас сделали ближе, раньше мы о мире могли судить только по нашему маленькому кругу общения, а тут границы расширились в тысячи раз. Но лично я устала. Мне уже не интересно, кто как завтракает, какие маски наносит утром на лицо, каким маршрутом и транспортным средством добирается на работу. Вероятно поэтому в кинематографе главные герои всегда с трагичной судьбой и заковыристыми сюжетами, ведь обычная рутинная жизнь не так разнообразна. И за годы популярности личных блогов я уже перевидала все возможные виды завтраков, все способы ухода за собой и все приколы и навыки чужих маленьких детей. Там уже удивить нечем.
И я подозреваю, что всё-таки это не мой внутренний солипсист делает такие выводы о виртуальном мире, ибо среди блогеров я стала замечать тенденцию к затуханию сторис. Люди уже не ведут пошаговый фото и видео отчет каждого своего дня. На постах всё реже селфи и всё чаще тематические картинки. В видео нет говорящей головы, а есть текстовые смыслы на фоне нейтральных видео пейзажей. Кстати, последнее меня особенно радует. Ведь популярность коротких клипов должна была вытеснить чтение, но мы взяли и втиснули тексты на видео, наложив музыку и всё равно продолжили читать, не всё потеряно!
Я посмотрела на простых живых людей, я уже изучила все возможные сюжеты и увидела какая разная рутина, может быть, у разных людей. Но у вариантов завтрака из яиц есть лимит, так же, как и во всём остальном в наших буднях. И сейчас я больше ухожу в контент, который не про людей, а про меня. Я узнавала их, теперь через их блоги я узнаю себя. Мне близки простые теплые напоминания, о том, что скоро весна, смотреть на ностальгические фото о том, каким было лето в нашем детстве, вкусные кулинарные рецепты, где совсем не обязательно видеть лицо повара, мне важен сам кулинарный процесс, хватает его рук в кадре и крупного плана самой еды.
Я часто задумываюсь о детях, воспитывающихся в соцсетях. Нет, я не про тех, подросших, которые там сами там сидят. Я про эти мамские блоги, где каждый чих и пук выставляется на публику. В наше время самым позорным было, когда родители при посторонних доставали семейный фотоальбом и показывали тебя голожопого, мы готовы были под землю провалиться. А ведь это всего 2-3 фотки для узкого круга зрителей. А как отреагируют эти дети, когда вырастут и увидят, что их жизнь почти 24 на 7 транслировалась онлайн, этакое «Шоу Трумана» с Джимом Керри?
Я хоть, и сама веду блог и несколько лет тоже активно выставляла, не только рабочую, но и личную жизнь в соцсети, задумываюсь о том, что той же участи своим детям в будущем я не желаю. И меня радует, мода циклична, подрастающее поколение, снова начинает жить, так как было у нас в самом начале становления соцсетей, когда «личное – не публичное». Они снова прячутся за котиками на аватарках, делают закрытые страницы и не афишируют свою частную жизнь.
А вам всё еще интересно смотреть за личными дневниками и жизнью других людей и не заметили ли вы тенденцию к тому, что «лица» стали исчезать, а появляется всё больше смыслов и текстов на нейтральных картинках?
