Я не хочу иметь ребенка. Меня все осуждают. Как мне объяснить?

Бывает ко мне обращаются молодые клиентки с запросом:  

 “ Я не хочу детей. Муж не против, но родственники и родители не понимают. Уговаривают. Говорят, что пожалеешь. Кто то, что  это смысл совместного существования. Кто то, что семья без детей неполноценная. Родители хотят внуков и считают, что я думаю только о себе”.   

-“Я эгоистка? Что мне делать и как объяснить мой выбор?”  

Для понимания  реакций на нежелание и отказ  от рождения детей  давайте погрузимся в прошлое и возьмем за отрывную точку  официальную науку и тогда роду человеческому (разумному)  примерно двести тысяч лет. О том “ рожать или не рожать” мышления не было, как и выбора.  

Феминизм ярко заявил о себе в России с появлением Марии Арбатовой в 1990 году, когда  она  заявила впервые о праве женщины желать не иметь детей.  В те годы была низкая рождаемость и это скорее было связано с тяжелыми временами в стране, нежели с феминизмом.  

Родить и оставить в роддоме, отказаться или быть лишенной прав лучше, чем не хотеть рожать. Ты мать, тебя еще и пожалеют и помогут. 

Как-то я посмотрела видео-ролик минут на 30, который повествовал о нескольких дней двух наркозависимых молодых женщин. Его  сняли  активисты движения “Без наркотиков” . Две героини жили своей незатейливой жизнью хождения от  притона к притону с целью  нахождения дозы, где они это вводили в свое тело. Им предложили пройти тест на ВИЧ, после которого одна из героинь получила положительный результат. Страданий ее не было предела и были они по поводу возможности родить ребенка с ВИЧ. Подруга активно успокаивала свою соупотребленку , говоря, что и с ВИЧ можно родить, и будет все хорошо.  

После просмотра мною этого мини-фильма у меня, как в механических часах при внезапной остановке,  заскрежетало в мозгу. Диссонанс по поводу образа жизни и огромным желанием родить был очевиден. Вывод напрашивается один, что молодая женщина, которая ведет антисоциальный образ жизни вообще не думала, зачем ей ребенок? Она его хочет или не хочет? Как она с ним будет жить? И  еще много могло бы возникнуть вопросов, если бы это желание было осознанным. Но у героини этого мини-фильма произошел  "монтаж" в голове. Как в фильме “Человек с бульвара Капуцинов”, когда молодая героиня захотела, чтобы у нее было как в фильме, после поцелуя  бэби. И ребенок, как ребенок совсем не нужен. Ребенок нужен для собственной оценки себя. Слышала как то такое высказывание женщины:-"Я родила, чтобы организм обновить" 

Учитывая это , можно понять , что у некоторых  женщин, да и у некоторых мужчин тоже, присутствуют долженствования - “Каждая женщина должна родить”, “ Если есть ребенок, то ты реализовалась , как женщина”, “Если у тебя есть ребенок, то у тебя все хорошо”, "Полноценная семья  с детьми"..... И что то еще. И все эти суждения без личной оценки.   

Такое мышление я замечаю повсеместно. Женщины очень переживают, если не могут родить. Даже если уже есть ребенок и хотят второго, но не получается, то оставь и живи счастливо, но нет. Огромное мучение испытывается с ощущением, что с тобой что то не так. И наоборот, женщина имеющая много детей, на которых не хватает средств и она имеет много сложностей живет с гордо поднятой головой, уверенная, что она точно состоялась и реализовалась, как женщина и как человек в этой жизни и ей есть , чем гордиться. 

На семью без детей всегда смотрят с вопросом- "Что с вами не так?". Если женщина без мужа, но с ребенком, она точно счастливее незамужней без детей. Об этом могут не говорить, но это суждение витает в воздухе. Много читала биографий реализованных в профессии женщин, которые по окончании своей деятельности сетовали на бездетность. Конечно, можно подумать , что "Пожалели" или "Стакан воды не кому подать"... А я думаю, что это шаблонное мышление без личной критики.  

Мой вывод:  

Я не против детей. У меня их трое. Я за осознанное рождение детей! 

Люди не готовы понять и принять, что кто то может не хотеть иметь детей. Это как то аморально, эгоистично и точно плохо. Ведь иметь ребенка это точно очень хорошо, а не хотеть иметь ребенка, точно плохо.  

Можно разговаривать и объяснять в контексте вышесказанного и не надеясь на понимание и принятие и не потому, что вы "плохи", а потому что люди к этому пока  не готовы.  

 Приглашаю на консультации. 

 С Уважением, КПТ-психолог, Мария Афанасьева.