Откуда берутся долги и как их этого выбираться? (психологические механизмы)

Тут сразу дисклеймер: мы не демонизируем кредитки и кредиты, есть случаи, когда они работают хорошо 
Если мы отбрасываем форс-мажоры, типа потери работы, болезни, и ситуации, когда кредиты идут в то, что помогает увеличить доход (например, обучение), то обычно психологические механизмы следующие.

Для меня кредитки - это про избегание реальности

  • Механизм 1

Сложно выдерживать, что подружка может позволить купить себе айфон/дайсон/косметолога/походы в кафе/подставьте свое, а я - нет. Мы начинаем сравнивать себя с другими через призму того, кто лучше, а кто хуже, отсекая множество других факторов

Я помню, был период жизни, когда в инфополе все вокруг жили свою лучшую жизнь, и хотелось так же. А спустя пару лет в инфополе уже стали попадаться случаи заложников кредитов и кредиток

То есть, чтобы поддержать самооценку и не скатиться в стыд, мы покупаем что-то, что не можем себе позволить

  • Механизм 2

Избегание собственных негативных чувств и мыслей. Что-то происходит в жизни - туда смотреть не хочется - бежим из реальности (например, на WB), и покупаем что-то по импульсу, что доставляет сиюминутную радость. Не обязательно на кредитку, но выходим из бюджета, и потом денег не хватает, и тогда можно снова залезть в кредитки

  •  Механизм 3

Наш мозг преувеличивает ценность покупки здесь и сейчас, и преуменьшает ценность будущих потерь, что тоже заставляет жить не по средствам

То есть. Захотелось сходить с подружкой в кафешку, потому что вроде недорого и классно можно провести время, а что там будет - как-нибудь разберусь, всегда же разбиралась. И так мы берем в долг у будущей себя, нагружая себя в дальнейшем

Если подытожить, то механизм один - сложно выдерживать то, что мне сейчас что-то не по средствам/что-то сейчас происходит в жизни или со мной, и от этих сложных чувств хочется сбежать из реальности

Что с этим можно делать?

Логично, что возвращать себя в реальность и жить по средствам. Это ужасно сложно, понимаю, приходится даже отгоревать это состояние - что я не могу себе многое позволить (но многое и могу! Особенно бесплатное)

С этой темой очень сложно оставаться наедине, и понимаю, насколько она актуальна, поэтому больше месяца назад я решила создать поддерживающий вас в этой теме закрытый тг канал, где в формате подкастов разбираю все актуальные проблемы, связанные с финансами и состояниями. Доступ к нему дешевле, чем стоимость консультации у психолога, но пользы в нем - МАССА

Я там разбираю подробнее, какие еще могут быть механизмы того, что мы залазим в кредиты, кредитки, долги и не можем выйти из этого, и конкретные, прикладные (!!!) шаги, как из этого выходить

В общем, идея, я считаю, супер! 

Подробнее про закрытый телеграм-канал "Тревожные деньги", где разбираемся с проблемами на стыке финансов и мышления - здесь