
Вчера провела мини опрос у себя в соц сетях по поводу внешности психолога, а все это навеяно было стереотипами относительно внешнего вида специалиста, с которыми я иногда сталкиваюсь в своей практике. Если собрать все мифы в одном флаконе, то получится, примерно так…
Во-первых, у меня, как у психолога, очевидно, должна быть борода «мудреца» (даже несмотря на то, что я женщина), свитер с оленями (летом придется что-то придумывать) и обязательные очки в стильной оправе. Ведь без них мой взгляд не будет выглядеть «проницательно-анализирующим».
Мой кабинет обязан пахнуть книжной пылью, лавандой и тайнами. На столе — хрустальный шар, который я иногда протираю в раздумьях, хотя это, блин, просто настольная лампа из Икеи (да-да).
Во-вторых, я должна говорить исключительно спокойным, убаюкивающим голосом, вставляя фразы вроде «Я чувствую вашу боль» и «Расскажите о ваших отношениях с мамой», пока клиент лежит на кушетке. Напоминаю: кушетки у меня нет. Есть два кресла. И мы не копаемся в детстве 50 сессий подряд — мы работаем с тем, что тревожит вас здесь и сейчас. Шок!
В-третьих, я, по всеобщему убеждению, должна быть эталоном душевного равновесия. Если я расстроилась или злюсь из-за пробки или радуюсь кофе — клиент может посмотретьс подозрением: «А психолог ли вы?». Дорогие мои, у меня тоже есть когнитивные искажения! Я тоже иногда катастрофизирую, когда что-то важное идет совсем не так, как мне хочется. Просто я знаю, как с этим быстро справиться.
И да, самый любимый миф: что после первой же сессии я выпишу вам волшебную таблетку-совет (кстати, на этот случай у меня есть свой канал))), которая разом решит все проблемы. А когда вместо этого мы начинаем разбирать ваши автоматические мысли и составлять план упражнений — на лицах читается: «Эх, обманули…».
Но вот что интересно: когда клиент, наконец, понимает, что перед ним не гуру, а такой же человек с инструментами, — вот тогда и начинается самая настоящая, честная и по-настоящему изменяющая жизнь работа. Без хрустального шара и загадочного взгляда. Зато с эмпатией, структурой и чувством юмора. Которое, кстати, считается в когнитивно-поведенческом подходе отличной копинг-стратегией!
К счастью, в моей практике я не встречаюсь с такими ярлыками – может быть, мне повезло. Но все же раз эти стереотипы существуют, то хотелось бы спросить, а как эта ситуация складывается у вас?
