
Слушала сегодня вебинар про пары из разных культур. Разные языки, традиции, вера, представления о семье. И поймала себя на мысли: мы часто думаем, что «межкультурные браки» — это что-то особенное и точно не про нас. Ну какие у нас культурные различия? Мы же из одного города, одной страны, говорим на одном языке.
А потом вспоминаю любую обычную пару с консультации.
Он вырос в семье, где советы — это проявление заботы. Если мама говорит «надень шапку» — она любит. Если папа советует, как правильно делать ремонт — он участвует.
Она выросла в семье, где советы звучали как давление, как сигнал «ты не справляешься». И теперь любое предложение партнёра она считывает как критику и обесценивание.
Он привык повышать голос, когда волнуется. Для него громче = честнее = важнее.
Она в этот момент закрывается, замирает и слышит только одно: на меня нападают, я в опасности.
И вроде бы оба родились в одной стране, в одном городе, говорят на одном языке. Но всё равно не понимают друг друга. Потому что за словами — разные семейные коды, разные способы любить, бояться, защищаться.
Для него «мне страшно» — это повод собраться и не ныть. Для неё «мне страшно» — это приглашение обнять.
Он говорит: «Давай обсудим». Она слышит: «Сейчас будет разнос».
Говорят на одном языке, а переводчик у каждого свой, встроенный ещё в детстве.
И тогда возникает вопрос: что с этим делать?
Обычно в паре выбирают одну из трёх стратегий.
Первая: заставить партнёра выучить «мой язык». Объяснять, доказывать, требовать, чтобы он понял, как «правильно». Проблема только в том, что партнёр обычно сопротивляется, потому что его язык для него тоже единственно верный.
Вторая: напрячься и выучить «его язык». Прогибаться, подстраиваться, терпеть, чтобы только не было конфликта. Но рано или поздно накапливается усталость и обида: «Я всё время под тебя, а ты хоть раз под меня?»
Третья: нанять переводчика. Ходить к психологу, который будет переводить с «мужского» на «женский», с «твоего» на «мой». Это работает, пока есть посредник. Но дома вы снова остаётесь вдвоём.
А есть четвёртый путь. Самый сложный и самый классный.
Выучить третий язык.
Не мой, не твой. Наш.
Язык, на котором слово «дурак» может означать «я так по тебе соскучилась». Где молчание — это не игнор, а способ успокоиться, чтобы не наговорить лишнего. Где есть свои ритуалы, свои правила ссор и примирений, свои коды, понятные только двоим.
Это не про компромисс, где каждый от чего-то отказался. Это про творчество, где вы создаёте то, чего не было ни у одного из вас в детстве.
Это когда вы решаете: в моей семье было принято орать, в твоей — молчать неделями. А мы будем брать паузу на 20 минут, а потом садиться и говорить шёпотом, даже если злимся.
Когда вы придумываете свои слова для сложных разговоров. Свои знаки внимания, которые значат «я с тобой», даже если вокруг буря.
Создание пары — это всегда миграция. Вы оба покидаете территории своих семей и отправляетесь в неизведанное. И либо вы будете всю жизнь воевать за старые границы, либо начнёте строить новую страну. Со своим языком, своими законами и своими традициями.
Было ли в ваших отношениях так, что вы сознательно решили: «а давай делать не как у меня и не как у тебя, а по-своему»? Что у вас получилось?
Запись на консультацию в тг, max +7 903 500 00 45
Приглашаю в свой telegram-канал
