Ты влюблён. Бабочки в животе устраивают рейв. Ты открываешь соцсети. А там цитата. Или песня. Или просто картинка с морем. И тебя прошибает током. «Это про меня».
Точно тебе говорю. Это послание. Шифровка. Он (или она) намекает. Этот грустный трек про нашу прошлую встречу. Эта весёлая фотка, попытка вызвать мою ревность. Весь мир сжимается до одной точки. И в этой точке ты.
Тебе кажется, что объект твоей страсти живёт только тобой. Что он просыпается с мыслью о тебе. Выбирает футболку, чтобы тебе понравиться. Пишет статусы, чтобы ты прочитал между строк. Это сладкая ловушка.
Но самое смешное, что с ненавистью это работает точно так же. Один в один.
Представь врага. Того, кто тебя обидел. Заходишь на его страницу. Видишь шутку. И думаешь: «Это камень в мой огород». Видишь, как он смеётся на фото с друзьями. «Это они надо мной смеются». Он прошёл мимо и не поздоровался? «Это демонстрация». Специальный жест. Война. Паранойя цветёт пышным цветом.
Почему так происходит? Всё дело в аффекте. Эмоции отключают критику. Когда нас накрывает чувством, мы становимся жуткими эгоцентриками. Мы теряем берега. Нам кажется, что мы центр Вселенной. Пуп Земли. Мы главные герои этого кино.
Представь, что ты идёшь по улице в наушниках. Играет эпичная музыка. И тебе кажется, что прохожие двигаются в такт. Что ветер дует специально для твоей красивой укладки. Что мир — это декорации для твоей личной драмы. Вот это и есть состояние влюблённости или острой вражды.

Это метафора проектора. У тебя в голове крутится плёнка. Свой сценарий. Свои страхи и надежды. А другой человек — это просто белый экран. Ты светишь на него своим фильмом. Ты видишь на нём то, что хочешь видеть. Или то, чего боишься. А экрана под твоим фильмом почти не видно. Реального человека там нет. Есть твой глюк.
Это фантастическое кино. Спецэффекты. Драма. Слёзы. Оскары. А режиссёр — твои гормоны. Дофамин рисует ангелов. Кортизол рисует демонов. Адреналин требует экшена. Мозг просто обслуживает этот химический коктейль. Он подгоняет факты под твои ощущения.
Как проснуться? Как выключить это кино? Способ есть. Он неприятный. Болезненный. Бьёт по самолюбию. Нужно просто осознать одну простую вещь. Жестокую правду. Ты не пуп Земли. Вообще ни разу.
У того человека своя жизнь. Свои проблемы. У него, может, зуб болит. Или ПМС. Или ипотеку платить нечем. Или кот нагадил в тапки. Когда он постил ту песню, она ему просто понравилась. Без задней мысли. Когда он не поздоровался, он просто задумался о списке продуктов. Или ногу натёр. Или забыл очки.
Люди думают о себе. В 99% случаев они думают о себе, а не о вас. Им не до шифровок. Им не до тайных знаков. Когда ты это понимаешь, магия рушится. Пелена спадает с глаз.
Становится немного обидно, да. Ты больше не герой романа. Ты не причина чьих-то бессонных ночей (скорее всего). Трагедия отменяется. Героический пафос сдувается, как дырявый шарик. Но зато приходит облегчение. Огромное.
Всё становится простым. Понятным. Скучным? Возможно. Зато настоящим. Тебе больше не надо быть сыщиком. Не надо искать двойное дно там, где его нет. Человек просто живёт. И ты просто живи.
Пусть гормоны успокоятся. Пусть проектор остынет. Выходи из кинозала на улицу. Там свежий воздух. Там реальность. И в этой реальности никто не обязан крутиться вокруг твоей оси. И это, блин, прекрасно. Это и есть свобода.
